Как изобразил художник серебряное копытце


Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"

  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
  • учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,
  • ММ проектор,
  • экран,
  • диск,
  • исследовательская работа: “Олени”.

Тип урока: Изучение нового материала.

2. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?

А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.

Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________. Кормится ______________, а зимой_________ .

В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

- Как звали отца Даренки?

- На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

- Кошка Муренка была

- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?

Г) Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили.

что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )

Д) Исследовательская работа “Олени”.

3. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. (см. Приложение 1 )

- Какие они были по характеру?

Г) Задание на карточке.

Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.

Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.

- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

- Мог ли козлик показаться такой старухе?

- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).

Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Е) Физкультминутка.( под музыку “Лесной олень”)

- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.

- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.

Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)

4. Сравнение сказки и сказа.

- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях.

Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

5. Беседа о личности писателя.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”

- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.



как изобразил художник серебряное копытце:Конспект урока литературного чтения разработан по образовательной программе "Школа России". Цель урока – продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова. Данный урок совершенствует навык беглого чтения; обогащает словарный запас; развивает внимание учащихся; учит составлению портретной характеристики героев; воспитывает внимательность друг к другу, к животным, к природе.

как изобразил художник серебряное копытце